Как сделать перерасчет за коммунальные услуги?

Если квартира пустует более 5 дней или вы недовольны качеством коммунальных услуг, можно сделать перерасчет платы за ЖКУ. Рассказываем, в каких ситуациях коммунальщики снизят сумму в квитанции и какие для этого нужны документы.

Можно ли сделать перерасчет за коммунальные услуги?

Перерасчет — повторный расчет стоимости коммунальных услуг за определенный период. Его производят, если потребитель недоплатил или переплатил за ЖКУ.

Недоплата может образоваться, например, если собственник некорректно указывал показания счетчиков. В этом случае недостающую сумму включат в следующую квитанцию и, скорее всего, выпишут штраф.

Есть и обратная ситуация, когда абоненту полагается снижение платы за ЖКУ. Перерасчет произведут, если коммунальные услуги не отвечали качеству, подавались с длительными перерывами или если квартира пустовала более 5 дней.

Рассмотрим каждую из этих ситуаций подробнее.


Когда положен перерасчет за некачественную коммунальную услугу?

Качество услуг и допустимое время отключения ЖКУ регулируются Постановлением Правительства №354(Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354) и государственными стандартами. За их несоблюдение положен перерасчет за коммунальные услуги.

Электроснабжение

Норматив: электросеть в квартирах должна иметь напряжение 230 вольт (допустимое отклонение ± 10%) при частоте тока 50 Гц (допустимое отклонение ±0,2 Гц)(ГОСТ 29322-2014). Отключать электричество могут на 2 часа в домах с резервным источником питания и на 24 часа в МКД без резервного источника.

Перерасчет: каждый час отключения свыше норматива или несоответствия стандартам напряжения и частоты сети, снижает стоимость услуги на 0,15%.


Холодная вода (ХВС)

Норматив: вода из крана должна быть чистой, прозрачной, не иметь вкуса и запаха, а также должна отвечать ряду других химических и биологических стандартов(САНПИН 1.2.3685-21). Перерыв в водоснабжении не должен превышать 4 часов за один раз и суммарно 8 часов в месяц.

Перерасчет: дни, когда из крана течет некачественная вода, должны вычитаться из платежки за ЖКУ независимо от показаний счетчиков. А за каждый час, превышающий норматив отключения, плата за воду снижается на 0,15%.


Горячая вода (ГВС)

Норматив: температура горячей воды в многоквартирном доме должна составлять от 60 до 75 °C(СанПиН 2.1.3684-21). С 5 часов утра до полуночи допускается отклонение на 3 °C, а с полуночи до утра — на 5 °C. Перерыв в подаче ГВС не должен превышать 4 часов за один раз и суммарно 8 часов в месяц. При аварии на тупиковой магистрали допускается отключать воду на 24 часа подряд.

Перерасчет: за каждые 3 °C отступления от норматива температуры стоимость ГВС должны снижать на 0,1% в час. Если горячая вода будет ниже 40 °C, ее считают по тарифу холодной воды. Кроме этого, за каждый час, превышающий норматив времени отключения, плата за услугу снижается на 0,15%.


Отопление

Норматив: температура в холодное время года в жилых комнатах не должна быть ниже 18 °С (в угловых комнатах — не ниже 20 °С). Отклонение от температурного режима допускается с полуночи до 5 утра, но не более чем на 3 °С. В свою очередь перерыв в отоплении не должен превышать 24 часов в месяц и 16 часов подряд, но только если температура в жилых помещениях поддерживается не ниже 12 °С.

Перерасчет: если температура ниже норматива или превышен допустимый срок отключения отопления, стоимость услуги снижается на 0,15% за каждый час нарушения.


Газ

Норматив: перерыв в газоснабжении не должен превышать 4 часов в месяц.

Перерасчет: каждый час, превышающий норматив отключения, снижает стоимость услуги на 0,15%.


Как составить акт для перерасчета коммунальных услуг?

Несоответствие ЖКУ стандартам качества необходимо зафиксировать актом. Документ составляет поставщик услуг.

Если в квартире стало холодно, регулярно просаживается электросеть, из крана течет ржавая вода или горячая вода ниже положенной температуры — позвоните в аварийно-диспетчерскую службу (АДС). Диспетчер примет заявку, занесет ее в журнал и назовет номер обращения. Если диспетчеру известны причины нарушения качества ЖКУ, он сообщит о них, а если нет — направит специалиста. Обследование должны провести в течение 2 часов после обращения в АДС. Но по желанию заявителя можно согласовать другое время осмотра(п. 108 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).


По прибытии на место специалист проведет осмотр и составит акт в нескольких экземплярах: один для себя, один для заявителя, и по одному акту каждому заинтересованному лицу, участвующему в проверке.

Если в ходе осмотра возникли разногласия, например, хозяин квартиры не согласен с результатами обследования, собравшиеся должны обговорить дальнейший порядок действий (например, назначить дату и время нового обследования). Любой из участников может потребовать проведения экспертизы. Ее оплачивает поставщик ресурса. Но если экспертиза не установит факта нарушения качества ЖКУ, инициатор обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение(п. 110 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

После получения результатов экспертизы поставщик ресурсов должен приложить их к акту обследования и в течение 3 рабочих дней направить копии абоненту и другим участникам.


Можно ли сделать перерасчет при временном отсутствии?

Все зависит от наличия счетчиков в квартире или технической возможности для их установки.

Если приборы учета установлены, они зафиксируют, что ресурсы не расходовались в период вашего отсутствия. Достаточно будет по возвращении домой передать актуальные показания счетчиковв свою УК, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию(Зависит от того, с кем заключен договор на поставку ресурсов). Тогда следующая квитанция за ЖКУ придет с учетом этих данных, а сумма за коммунальные услуги будет меньше.


Если счетчиков в квартире нет, ресурсы считают по нормативам( [РВА1]ч. 1, ст. 157 ЖК РФ). В этом случае ЖКУ компенсируют при соблюдении следующих условий:

  • В квартире нет технической возможности установить счетчик (подтверждается соответствующим актом);

  • Жилое помещение пустовало более 5 дней(п. 86 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354);

  • У абонента есть подтверждающие документы об отсутствии его дома (например, билеты или решение работодателя о командировке).

При перерасчете сумма за ЖКУ уменьшится пропорционально количеству дней вашего отсутствия.

Справочно:

Общедомовые нужды (ОДН) и ресурсы для центрального отопления (теплоэнергия, газ или электричество) не подлежат перерасчету.


Можно ли сделать перерасчет за ТКО?

Да. Если в квартире никто не жил больше 5 дней, плату за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) можно компенсировать.


Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг?

В заявлении о перерасчете указываются Ф.И.О. каждого временно отсутствующего потребителя, а также даты отъезда и прибытия домой(Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Владелец квартиры может уведомить УК (или другого поставщика) о своем отсутствии заранее либо в течение 30 дней после возвращения.

Если требуется перерасчет за некачественные или отсутствующие ЖКУ, в заявлении указываются Ф.И.О., контактные данные заявителя, адрес квартиры, периоды и причины отключений услуг или их несоответствия стандартам.



Какие документы нужны для перерасчета коммунальных услуг?

Для перерасчета некачественных ЖКУ к заявлению нужно приложить копии акта обследования и экспертизы (если проводилась). Также некачественные услуги или затяжное отключение ресурса можно подтвердить показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением стороннего эксперта(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

Перерасчет коммунальных услуг за временное отсутствие проводят на основании подтверждающих документов. Это может быть командировочный лист или решение работодателя о командировке, справка из стационара, проездные билеты, счета за проживание в гостинице, справка от местной администрации или председателя СНТ, а также другие документы.


К такому заявлению обязательно нужно приложить акт о невозможности установки индивидуальных или общих счетчиков. В противном можно будет получить перерасчет только за вывоз ТКО.


Кто делает перерасчет коммунальных услуг?

Заявление на перерасчет платы за коммунальные услуги подается в организацию, которая поставляет ресурсы и принимает платежи за ЖКУ — это может быть УК, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация.


Какой порядок перерасчета коммунальных услуг?

После приема заявления поставщик ресурсов рассмотрит документы. Если факт нарушения или вашего отсутствия подтвердится, он произведет перерасчет платы за ЖКУ.

Важно понимать, что излишне уплаченную сумму не возвращают собственнику, а включают в счет оплаты будущих расчетных периодов, т.е. сумму в следующей квитанции за ЖКУ уменьшат на сумму перерасчета.


Можно ли подать иск на перерасчет коммунальных услуг?

Да, если поставщик ресурсов откажет в перерасчете ЖКУ, можно подать на него в суд. Тогда от него дополнительно можно потребовать компенсации морального вреда. Также возмещению подлежат убытки и вред, нанесенные жизни, здоровью или имуществу (если они возникли).

Срок исковой давности для перерасчета ЖКУ составляет 3 года.

Была ли полезна статья?

Остались вопросы? Задавайте!

Выберите категорию