Электронная подпись

Электронная подпись (ЭП) — это инструмент, который позволяет подписывать документы в цифровом формате. Объясняем, где можно получить электронную подпись и в каких ситуациях использовать.

Логотип

Электронная подпись – что это такое

Электронная подпись (ЭП) — это цифровой аналог обычной подписи, который используется для подтверждения подлинности электронных документов. Она служит доказательством того, что документ был подписан определённым лицом и что его содержание после этого не менялось. Электронная подпись обеспечивает юридическую значимость электронных документов, приравнивая их к собственноручно подписанными обычным способом.

Принцип работы электронной подписи основан на криптографических методах, которые обеспечивают безопасность и подлинность данных. ЭП использует два связанных между собой ключа:

  • закрытый ключ — хранится у владельца и используется для создания подписи

  • открытый ключ — доступен для всех и используется для проверки подлинности подписи.

Ещё у электронной подписи есть сертификат — документ, который содержит информацию о ключе проверки и подтверждает, что данный ключ принадлежит конкретному человеку.

Электронную подпись используют как граждане для личных целей, так и бизнес — для предпринимательских.jpg


Для чего используют электронную подпись

Электронная подпись применяется в ситуациях, когда человеку нужно подписать юридически значимые документы. Например, в следующих случаях:

  • Получение государственных услуг. С помощью ЭП можно оформить различные обращения через портал Госуслуги. Например, подать заявление на получение паспорта или оформить социальные выплаты.

  • Решение налоговых вопросов. Оформление налогового вычета, предоставление налоговых льгот и подача деклараций — всё это можно сделать онлайн с помощью электронной подписи.

  • Запись в учебные заведения. Подать заявление на поступление в детский сад, школу или вуз можно без личного присутствия.

  • Заключение договоров и сделок. Например, с помощью ЭП можно провести электронную регистрацию сделок с недвижимостью.

  • Решение юридических вопросов. Можно онлайн подать иск или жалобу, заверить долговую расписку, оформить доверенность.

  • Участие в электронных торгах. С помощью электронной подписи можно заверить необходимые документы при покупке недвижимости через аукцион.

  • Подписание документов с работодателем. Заключить трудовой договор, оформить дополнительные соглашения и другие документы можно дистанционно.

Ситуаций, в которых можно подписать документы ЭП, очень много. При этом важно учитывать, что электронные подписи бывают разных видов. Если некоторые документы можно заверить простой электронной подписью, то для других потребуется квалифицированная.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — самый защищённый вид электронной подписи.jpg


Виды электронных подписей

Законодательно?Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗопределены 3 вида электронных подписей: простая, неквалифицированная и квалифицированная.

Простая электронная подпись (ПЭП) — используется при получении банковских, страховых, государственных и муниципальных услуг. Это может быть логин и пароль, код из СМС. Простая подпись подтверждает, что документ заверил конкретный человек, но не гарантирует его неизменность.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) — более надёжный вариант. Может быть оформлена в любом удостоверяющем центре или самостоятельно на некоторых сайтах. Например, такая подпись используется в личном кабинете налогоплательщика ФНС. Если стороны заключили соответствующее соглашение, УНЭП будет иметь юридическую силу.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — полный аналог собственноручной подписи. Используется без дополнительных соглашений для подписи электронных документов. Получить такую подпись можно только в аккредитованных удостоверяющих центрах, при этом хранится она на специальных защищённых носителях.

Сравнение подписей.png


Как получить квалифицированную электронную подпись

Получить квалифицированную электронную подпись (УКЭП) можно несколькими способами. Основной из них — это обращение в специальный удостоверяющий центр. Потребуется паспорт, СНИЛС и ИНН. Сотрудник центра проверит личность заявителя, а затем запишет сертификат и ключи электронной подписи на сертифицированный электронный носитель (токен). Обычно УКЭП оформляют сразу в день обращения. Услуга платная.

Также квалифицированную электронную подпись можно оформить в приложении Госключ. В этом случае не нужно обращаться в специальные организации лично. Достаточно иметь подтверждённую учётную запись на портале Госуслуги, загранпаспорт нового образца (на 10 лет) и смартфон с функцией NFC, либо — подтверждённую биометрию. В приложении Госключ можно подписывать документы на Госуслугах и из внешних систем, интегрированных с Госключом. Оформление и использование — бесплатное.

Еще один способ получения УКЭП доступен для москвичей. Квалифицированная подпись оформляется на портале mos.ru при оказании некоторых государственных услуг — например, заключении договора соцнайма. При этом ответственное ведомство сперва должно подтвердить, что заявитель имеет право на получение услуги.

Справочно

Удостоверяющий центр — специализированная организация, которая имеет право выдавать электронные подписи. Она может быть коммерческой или находиться при государственных органах, таких как ФНС, Казначейство или Банк России. Коммерческие организации для выдачи УКЭП должны иметь аккредитацию Минцифры. Актуальный список таких центров размещен на портале ведомства.


Как подписать документ электронной подписью

Чтобы подписывать документы квалифицированной электронной подписью, потребуется установить на компьютер специальное программное обеспечение (ПО). Это программа криптозащиты информации и лицензия на неё. Также дополнительно устанавливают специальный плагин для браузера, который позволяет работать с сайтами, принимающими ЭП. Кроме того, для подписания документов можно использовать онлайн-сервисы.

Настроить компьютер для работы помогут сотрудники удостоверяющего центра, выдавшего электронную подпись. В целом процесс подписания сводится к тому, что пользователь должен подготовить документ и следовать инструкциям установленной программы. Заверить можно документы в разных форматах, например, в Word, Excel, PDF, JPG и других.

Необходимое для работы с электронной подписью ПО можно получить в удостоверяющем центе или скачать самостоятельно с сайта компании-разработчика.jpg


Как продлить электронную подпись

Как правило, срок действия квалифицированной электронной подписи – один год, однако он может отличаться в зависимости от удостоверяющего центра и использованного вида шифрования. Когда срок действия подходит к концу, нужно получить новый сертификат электронной подписи. Для этого достаточно обратиться в УЦ, выдавший прежний сертификат. Если личные данные не изменились, обычно продлить электронную подпись разрешается онлайн.

Если речь идет о простой электронной подписи, продлять её не нужно. Такая ЭП действует бессрочно или до истечения срока дополнительного соглашения.

Важно.jpg


Как проверить электронную подпись

Любой пользователь может проверить подлинность электронной подписи, чтобы убедиться в юридической силе документа. Сделать это можно несколькими способами:

  • с помощью программного обеспечения, которое используется для подписания документов ЭП

  • на Госуслугах (используются отдельные сервисы для проверки УНЭП и УКЭП)

  • на портале mos.ru.

Самостоятельно проверять подлинность подписи рекомендуется, если стороны взаимодействуют вне систем электронного документооборота или специальных сервисов. Например, если человек планирует дистанционно заключить трудовой договор и получает от будущего работодателя документы на электронную почту.

Фото: gosuslugi.ru. .png

Фото: gosuslugi.ru. Сервис проверки квалифицированной электронной подписи


Как безопасно хранить электронную подпись

Хотя квалифицированные подписи защищены от взлома криптографическими методами, важно позаботиться о надёжном хранении. Правила безопасности простые: нельзя оставлять электронную подпись в открытом доступе или передавать другому лицу. Также запрещено хранить две и более ЭП на одном носителе.

Если третьи лица используют электронную подпись в своих целях, отвечать за их действия придется владельцу. Оспорить документ на том основании, что его подписали не вы, а другой человек, будет сложно, ведь УКЭП приравнивается к собственноручной.

Если электронная подпись была скомпрометирована, важно сразу сообщить об этом в удостоверяющий центр. Сертификат отзовут и он станет недействительным. После этого владельцу нужно будет получить новый.

Правила хранения ЭП.png


Каким законом регулируется применение электронных подписей

Порядок использования электронных подписей регулируется Федеральным законом № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об электронной подписи».


Популярные вопросы об электронных подписях

Подготовили ответы на частые вопросы пользователей об электронных подписях.

Какая электронная подпись используется в личном кабинете налогоплательщика?

Физические лица для работы в личном кабинете на сайте ФНС оформляют неквалифицированную электронною подпись. Получить её можно непосредственно в ЛК, бесплатно.

Как выглядит электронная подпись на документе?

Фактически ЭП — это просто набор данных, который прикрепляется к документу, поэтому сама по себе она не выглядит никак. В зависимости от вида подписи и самого документа, электронная подпись может быть невидимой, отображаться как набор символов, или выглядеть как обычный штамп.

Что такое токен электронной подписи?

Токен — это носитель, на который записывают сертификат и ключ квалифицированной электронной подписи. Он выглядит как обычная флешка, но отличается от неё специальной системой защиты данных.

Можно ли передать свою ЭП другому человеку?

Нет, передавать электронную подпись другому лицу опасно, поскольку она приравнивается к собственноручной.

1
0
297

Спасибо за ваш комментарий!

Ваш комментарий принят

Максимальное количество символов 40 Максимальное количество символов 300
Согласитесь с условиями

Пожаловаться на комментарий

Выберите причину

Спам

Реклама

Оскоробления и угрозы

Нецензурные выражения

Популярные инструкции

Материнский капитал в 2024-2025 году

0
0
0
Материнский капитал в 2024-2025 году

Детское единое пособие в 2024 году

0
0
0
Детское единое пособие в 2024 году

Пенсии в 2024 году

0
0
0
Пенсии в 2024 году

Год семьи: меры поддержки, льготы, суммы выплат

0
0
0
Год семьи: меры поддержки, льготы, суммы выплат

Социальные выплаты и пособия в 2024 году

0
0
0
Социальные выплаты и пособия в 2024 году

Выплаты и пособия на детей в 2024 году

0
0
0
Выплаты и пособия на детей в 2024 году

Сельская ипотека 2024: вопросы и ответы

0
0
0
Сельская ипотека 2024: вопросы и ответы

Помощь многодетным семьям в погашении ипотеки

0
0
0
Помощь многодетным семьям в погашении ипотеки

Как воспользоваться Семейной ипотекой

0
0
0
Как воспользоваться Семейной ипотекой

Выписка ЕГРН: как получить и для чего она нужна

0
0
0
Выписка ЕГРН: как получить и для чего она нужна
Сервисы
Оценка жильяОценка жилья

Узнайте, сколько стоит ваша квартира

Оценить
Узнайте, сколько стоит ваша квартира
ИпотекаИпотека

Выберите лучшую ипотечную ставку

Посмотреть
Выберите лучшую ипотечную ставку
Ваши вопросы Все вопросы

Разбираем ответы Главного теста Ипотечного марафона

0
0
0

Ответы на вопросы по Ипотечному Марафону

0
0
0

Как продлить Единое пособие на ребенка?

0
0
0

Как получить налоговый вычет за страхование жизни?

0
0
0
Все вопросы
Остались вопросы?
Задавайте!
Мы получили Ваше обращение и постараемся ответить на него в течение 24 часов!
Тем временем, посмотрите наши инструкции
На сайте используются файлы cookie Оставаясь на сайте, вы выражаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой АО "ДОМ.РФ"
Мы получили Ваше обращение и постараемся ответить на него в течение 24 часов!
Тем временем, посмотрите наши инструкции