ИНН в 2024 году: как оформить и где он понадобится
Идентификационный номер налогоплательщика — персональный код, который получают люди и компании для учёта налогов. В статье объясняем, как оформить свидетельство ИНН, когда оно может пригодиться и как быть, если потеряли документ.
Что такое ИНН и зачем он нужен
Получать ИНН должны все россияне и организации, которые работают в стране. Идентификационный номер выдаёт налоговая, а нужен он, чтобы государство могло идентифицировать каждого налогоплательщика, отслеживать его доходы и не перепутать данные налогового учёта.
ИНН физических и юридических лиц различаются по количеству цифр: в первом случае их 12, во втором — 10. Вот что они означают:
1–2 — код субъекта РФ
3–4 — код налоговой инспекции, которая выдала ИНН
5–9 для юридических и 5–10 для физлиц — номер записи в реестре налогоплательщиков
10 для юридических и 11–12 для физлиц — контрольное число.
Несколько иная ситуация у индивидуальных предпринимателей. Когда человек планирует открыть ИП, он не получает нового ИНН, а использует действующий. Если у физического лица нет налогового номера, ему автоматически выдают свидетельство о постановке на учёт вместе с остальными документами.
Если человек сменит имя, фамилию или прописку, ИНН остаётся прежним. Нужно лишь заказать новый документ с другими данными. Такое же правило действует для предприятий, например, после реорганизации, смены бренда или генерального директора.
Фото: companyexpert.ru. Пример, как выглядит свидетельство ИНН
В каких случаях нужен ИНН
В жизни много ситуаций, когда требуется предоставить ИНН:
устройство на работу
оформление пособий и налоговых вычетов
заключение договоров с банками
оформление договоров на оказание услуг.
ИНН при проведении сделок с недвижимостью
Если планируете оформить ипотечный кредит на приобретение квартиры, дома или земельного участка, ИНН нужно добавить в стандартный пакет документов. Обычно он включает:
паспорт
ИНН
СНИЛС
справку о доходах и суммах налога физического лица
трудовой договор,
заверенную копию трудовой книжки.
Некоторым категориям заёмщиков могут понадобиться дополнительные документы. Например, у пенсионеров обычно просят справку о назначении и размере пенсии.
Справочно
Подробно о том, какие документы понадобятся для разных видов ипотечных программ, читайте в инструкции «Какие документы нужны для ипотеки?».
Для сделок с недвижимостью можно завести усиленную квалифицированную электронную подпись и проводить их онлайн. Ее выдают в аккредитованных удостоверяющих центрах. Чтобы получить УКЭП, понадобится три документа:
паспорт,
СНИЛС,
ИНН.
Справочно
О других преимуществах онлайн-сделок, читайте в инструкцию «Электронная регистрация сделок с недвижимостью».
Как получить ИНН
Если вы ещё не обзавелись ИНН, подайте заявление по форме № 2-2-Учёт. Для этого воспользуйтесь одним из способов:
- Лично в ФНС. Обратитесь в ближайшее отделение налоговой службы и напишите заявление.
В МФЦ. Обратитесь в ближайший к вам офис многофункционального центра — специалист поможет всё оформить.
Отправить заявление почтой. К нему приложите ксерокопию паспорта, заверенную у нотариуса — понадобится разворот первой страницы, а также страница с постоянной или временной регистрацией.
Оставить запрос на сайте ФНС. На сайте ведомства воспользуйтесь сервисом «Постановка физического лица на учёт в налоговом органе на территории Российской Федерации».
На портале Госуслуг. В личном кабинете Госуслуг выберете пункт «Постановка на налоговый учет и получение ИНН».
В зависимости от выбранного способа сроки изготовления свидетельства ИНН различаются. Например, при подаче заявки лично в налоговую это займёт до пяти дней, в МФЦ немного быстрее — до трёх дней, а если оформить запрос онлайн, документ будет готов за один день.
Чтобы вам не пришлось носить с собой свидетельство или искать код в заметках и фотографиях на смартфоне, можно внести в паспорт специальную отметку с номером ИНН. Её делают в отделении налоговой по месту жительства. Сотрудник ведомства поставит штамп на восемнадцатую страницу удостоверения за пару минут.
Как оформить ИНН в электронном виде
Если свидетельство на бумаге вам не нужно или не хотите тратить время на личный визит в ФНС или МФЦ, можно получить электронный ИНН. Он будет равнозначен стандартному варианту.
Шаг 1. Авторизуйтесь на сайте ФНС
Войдите в свою учётную запись на сайте Федеральной налоговой службы и выберите пункт «Получить свидетельство ИНН».
Шаг 2. Оформите электронную подпись
Её изготавливают за 15 минут, платить за услугу не придется. Вам лишь нужно придумать пароль.
Шаг 3. Создайте заявление
После заполнения заявки нужно поставить под ней электронную подпись и направить в ведомство.
Шаг 4. Загрузите документ
Сертификат поступит в личный кабинет на сайте ФНС, откуда его можно будет скачать.
Как узнать свой ИНН по паспорту
Если свидетельство утеряно или вы не можете вспомнить номер ИНН, воспользуйтесь одним из двух способов:
Лично. Обратитесь в ближайшее налоговое управление. Не забудьте паспорт — без него специалисты не смогут вам помочь.
Онлайн. Откройте сайт ФНС России и кликните на вкладку «Сведения об ИНН физического лица». Далее заполните анкету и укажите Ф. И. О., дату рождения и паспортные данные. Другой вариант — зайдите в персональный аккаунт на Госуслугах.
Фото: nalog.gov.ru. На сайте ФНС можно скачать выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков. Если потребуется, воспользуйтесь ей вместо ИНН.
Как узнать ИНН организации
Чтобы узнать налоговый номер предприятия, можно воспользоваться сервисом «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде». Для поиска достаточно указать наименование компании или фамилию бизнесмена, город или область.
Фото: egrul.nalog.ru. В результатах поиска можно посмотреть и другие реквизиты юридических лиц.
Как восстановить ИНН
Если не можете найти свидетельство или оно было испорчено, оформите новый экземпляр в отделении ФНС. Порядок восстановления не отличается от получения первого ИНН: напишите запрос и отправьте его в налоговую.
За изготовление дубликата нужно будет уплатить госпошлину в размере 300 рублей.
Главное об ИНН
ИНН нужен всем жителям Российской Федерации и организациям, работающим в стране. Благодаря ИНН ФНС контролирует доходы и считает налоги.
Документ пригодится в разных ситуациях, например, при трудоустройстве, оформлении пособий и налоговых вычетов, совершении сделок с недвижимостью.
Получить ИНН можно лично в налоговом ведомстве или многофункциональном центре, на сайте ФНС или портале Госуслуг. Можно заказать электронный ИНН — он равносилен бумажной версии. Номер ИНН остаётся прежним, даже когда человек меняет имя и фамилию, а компания — бренд.
За оформление ИНН денег не возьмут. Но если вы потеряли свидетельство и хотите сделать бумажный дубликат, нужно заплатить госпошлину 300 рублей.
Если забыли свой идентификационный номер, его можно узнать по номеру паспорта на сайте налоговой или портале Госуслуг.
Задавайте!
Тем временем, посмотрите наши инструкции
Спасибо за ваш комментарий!
Ваш комментарий принят