Верховный суд разъяснил последствия банкротства для совместной собственности супругов
Рядовое дело о банкротстве обернулось сложным судебным процессом. Кредитор в качестве компенсации своих убытков хотел получить не только имущество самого банкрота, но и средства его супруги, вырученные с продажи доли в квартире. Верховный суд рассмотрел дело и дал свое заключение, насколько законны требования кредитора в такой ситуации.
Квартира, в отношении которой возник спор, была приобретена должником и его супругой задолго до процедуры банкротства. Семья зарегистрировала жилье на имя жены, однако оно все равно оставалось совместной собственностью, так как было нажито совместно в браке?ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ. В 2015 году женщина подарила данную квартиру своей матери, а в 2018 году в отношении супруга началась процедура банкротства.
Спор в отношении подаренной квартиры
Согласно закону, сделки, совершенные должником в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве, могут признаваться судом недействительными. В таком случае имущество возвращается банкроту и реализуется уже на торгах для погашения имеющихся задолженностей перед кредиторами?ст. 61.2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Поэтому финансовый управляющий оспорила сделку дарения квартиры матери супруги и вернула квартиру в конкурсную массу. В дальнейшем квартира была реализована на торгах за 10,5 млн рублей, половину из которых предполагалось передать кредитору в счет погашения имеющихся у банкрота долгов.
В этот момент начался спор между кредитором и конкурсным управляющим. Кредитор настаивал на том, что средства от квартиры должны перейти ему целиком, так как, заключив договор дарения, собственница фактически отказалась от своей доли на квартиру. С таким утверждением не согласились конкурсный управляющий и сами супруги, поэтому кредитор решил доказать свою правоту в суде.
Судебные споры в первых инстанциях
Суд первой инстанции встал на сторону финансового управляющего и супругов, признав, что кредитор имеет право только на получение средств, вырученных с реализации доли мужа-банкрота. По мнению судьи, в данной ситуации режим совместной собственности супругов на спорное имущество сохранялся даже после признания договора дарения недействительным.
Такой вывод не устроил кредитора, и он обжаловал решение в арбитражном суде. На этот раз правосудие было на стороне банка. Суд решил, что супруга все же отказалась от своей доли в квартире, когда заключила договор дарения. Поэтому вся сумма, вырученная от продажи квартиры на торгах, должна перейти к кредитору. С такими выводами согласилась и кассационная инстанция.
Решение Верховного суда
После прохождения первых инстанций супруга банкрота обратилась в Верховный суд. По ее мнению, когда суд в процессе процедуры банкротства мужа признал договор дарения квартиры с матерью недействительным, он фактически восстановил равные права супругов на недвижимость. Поэтому она имеет полное право на получение половины вырученных с продажи жилья средств.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда согласилась с такими выводами. Она отменила решения апелляционной и кассационной инстанций, оставив в силе первое решение суда, согласно которому половина стоимости реализованной на торгах квартиры переходила кредитору, а вторая половина возвращалась супруге должника.
ДОМ.РФ Новости рынка ипотеки, недвижимости
и банковского сектора в России и во всем мире