Замена счётчиков электроэнергии
В середине 2020 года полностью изменился порядок замены приборов учета электроэнергии. Разбираемся, кто и когда теперь должен менять электросчетчики.
Когда нужно менять электросчетчик?
Счетчик электроэнергии нужно заменить на новый, если прибор технически устарел, вышел из строя или истек срок его эксплуатации. Дата изготовления устройства и срок службы электросчетчика указаны в его техническом паспорте. Если паспорт не сохранился, информацию о дате производства можно посмотреть на самом счетчике.
Как правило, срок эксплуатации прибора учета, заявленный изготовителем, составляет 30 лет. Периодически нужно проводить процедуру поверки счетчика. Межповерочный интервал для трехфазных приборов учета составляет 10 лет, для однофазных — 16 лет. Если сроки поверки нарушены, такой счетчик также подлежит замене.
Кто отвечает за замену приборов учета электроэнергии?
В июле 2020 года все обязанности, связанные с приобретением, установкой, своевременной заменой и поверкой электросчетчиков, от потребителей перешли к энергетическим компаниям. В многоквартирных домах эти функции выполняют гарантирующие поставщики, в частном секторе — сетевые компании. Название ответственной организации можно посмотреть в квитанции за электричество.
Поставщики должны сами следить за сроками замены и поверки приборов учета. Работы проводятся в плановом порядке. При этом, если счетчик установлен в квартире или частном доме, то потребитель обязан обеспечивать его сохранность и целостность.
Как собственнику узнать о необходимости замены счетчика?
Ресурсоснабжающая организация уведомляет владельцев квартир и домов не позднее, чем за 14 дней до запланированной даты проведения работ. Но если счетчик располагается в свободном доступе (например, за пределами квартиры или дома), то жильцов могут и не предупреждать о замене.
Что делать, если прибор учета вышел из строя?
Если на счетчике имеются сколы и трещины или он не отображает реальный объем потребления электроэнергии, то нужно самостоятельно уведомить поставщика о необходимости замены прибора.
Чтобы оставить заявку, нужно заполнить на форму на сайте энергетической компании или позвонить в контактный центр.
Как рассчитывается плата за электроэнергию, пока владелец помещения ждёт замены счётчика?
Правила расчета начислений за электроэнергию зависят от конкретного региона. Например, в Московской области эта сумма определяется исходя из средних показаний потребителя за последние 6 месяцев.
Если ресурсоснабжающая организация дважды не смогла произвести замену счетчика по причине того, что потребитель не обеспечил допуск персонала к прибору, то плата за электроэнергию будет рассчитываться с применением повышающего коэффициента в размере 1,5?"ПИСЬМО" МИНСТРОЯ РОССИИ ОТ 04.08.2020 N 24268-ОГ/04 "О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ". Это касается тех случаев, когда счетчик расположен внутри квартиры или дома. Такой порядок расчета будет применяться, начиная с расчетного периода, в котором поставщиком был составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета.
Кто оплачивает расходы, связанные с заменой приборов учета электроэнергии?
Все затраты берут на себя энергетические компании. Замена счетчика проводится на платной основе только в том случае, если инициатором является сам потребитель. Причины могут быть разные — например, владелец хочет установить многотарифный прибор учета с расширенным набором функций или его не устраивает, что до проведения плановой замены плата будет начисляться по средним показаниям.
Мне сказали, что я должен срочно заменить электросчетчик за свой счет. Это законно?
Нет. Даже если прибор учета по всем признакам нужно менять, потребитель не обязан делать это за свой счет. В данном случае необходимо дождаться даты плановой замены.
Некоторые жильцы не знают о такой возможности, поэтому нередко становятся жертвами мошенников. Аферисты убеждают собственников помещений в том, что счетчики нужно срочно менять, иначе энергосбыт будет начислять плату по завышенным тарифам. Стоимость замены счетчика у таких компаний обычно намного превышает рыночную.
Как заменить счетчик самостоятельно?
Для самостоятельной замены счетчика нужно придерживаться такого порядка действий:
Шаг 1. Договориться с подрядчиком о проведении работ. Для этих целей можно воспользоваться услугами любой профильной организации или нанять частного мастера. Кроме того, потребитель может сам выбрать модель прибора учета;
Шаг 2. Уведомить гарантирующего поставщика о своем намерении заменить прибор учета электроэнергии. Это нужно делать в том случае, если работы будет проводить сторонняя организация. Уведомление направляется обычной или электронной почтой. В письме нужно указать адрес и запланированную дату замены;
Шаг 3. Вызвать специалиста для опломбирования счетчика. Частные подрядчики не имеют права ставить пломбы на приборы учета. Опломбировать электросчетчик могут только представители энергосбыта, управляющей компании или ТСЖ. Для вызова специалиста потребуется лично обратиться в организацию и предоставить заявление о вводе индивидуального прибора в эксплуатацию, а также предъявить паспорт счетчика. В некоторых компаниях есть возможность дистанционной подачи заявки.
Старый счётчик и сорванную пломбу нужно сохранить до прихода специалиста. Во время визита электрик должен проверить схему подключения, поставить пломбу на новый счетчик и составить акт о вводе прибора в эксплуатацию.
Какие счетчики устанавливают взамен старых?
До конца 2021 года поставщики могли устанавливать обычные электросчетчики. Однако с 1 января 2022 года в эксплуатацию допускаются только интеллектуальные приборы учета, которые сами передают данные в управляющую или ресурсоснабжающую организацию.
146 комментариев
Сначала новые
НК
Наталья Квин
17.11.2024, 17:23
Сотрудник организации
17.11.2024, 17:42
ВИ
Воробьева Ирина
14.11.2024, 05:56
Сотрудник организации
14.11.2024, 09:42
Поверку и опломбирование приборов учета могут выполнять только аккредитованные компании. Обычно это также поставщик коммунальных услуг, либо коммерческая организация. Проверить, есть ли у компании действующий аттестат аккредитации, можно на портале Росаккредитации (poverka.fsa.gov.ru). Если ваша УК не входит в данный перечень, то необходимо обратиться в ресурсоснабжающую компанию.
Рекомендуем обращаться за разъяснением в вашу Управляющую компанию.
РЯ
Ражова янина
13.11.2024, 13:52
Сотрудник организации
13.11.2024, 13:59
ОЛ
Ольга Лобанова
29.10.2024, 15:48
Сотрудник организации
29.10.2024, 15:59
По вашей ситуации рекомендуем обратиться в ресурсоснабжающую организацию или в жилищную инспекцию региона.
НД
Науменко Дмитрий
28.10.2024, 19:38
Сотрудник организации
28.10.2024, 19:44
Замена счетчика проводится на платной основе только в том случае, если инициатором является сам потребитель.
Для уточнения данного вопроса рекомендуем обратиться в ресурсоснабжающую организацию.
ВП
Вячеслав Павлович Курилов пенсионер
26.10.2024, 09:14
Сотрудник организации
26.10.2024, 10:14
Установку и замену счётчиков воды может выполнить любая компания или сам владелец — для этого не требуется аккредитация. Поверку и опломбирование приборов учёта могут проводить только аккредитованные компании. Обычно это поставщики коммунальных услуг.
Важно, чтобы управляющая компания или ресурсоснабжающая организация сняла контрольные показания со старого счётчика.
За дополнительной информацией обращайтесь в ресурсоснабжающую организацию.
ТК
Татьяна Курнаева
22.10.2024, 13:56
ТК
Татьяна Курнаева
22.10.2024, 14:00
Сотрудник организации
22.10.2024, 14:02
ТК
Татьяна Курнаева
22.10.2024, 14:11
Сотрудник организации
22.10.2024, 14:17
МЖ
Мария Жикурина
15.10.2024, 18:11
Сотрудник организации
15.10.2024, 18:17
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета, осуществляется исполнителем (гарантирующим поставщиком).
Если счётчик вышел из строя, потребитель должен известить об этом исполнителя, а также сообщить дату и время его замены не менее чем за 2 рабочих дня до этого. Демонтаж прибора учёта выполняется в присутствии исполнителя КУ. Обязанность обеспечить сохранность расчётного прибора учёта электроэнергии, его пломб и соответствие цепей учёта электроэнергии лежит на потребителе (п. 2.11.17 Правил Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6). Потребление электроэнергии при вмешательстве в работу ИПУ: нарушении его целостности, пломб, знаков визуального контроля, порядка подключения счётчика – в соответствии с п. 2 Правил № 442 признаётся безучётным.
Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Таким образом, управляющая компания вправе начислить плату за обслуживание по среднему тарифу. За разъяснением рекомендуем обращаться к ним.
В
Виктор
14.10.2024, 22:47
Сотрудник организации
15.10.2024, 08:56
Опломбировать электросчетчик могут только представители энергосбыта, управляющей компании или ТСЖ. Для вызова специалиста потребуется лично обратиться в организацию и предоставить заявление о вводе индивидуального прибора в эксплуатацию, а также предъявить паспорт счетчика. В некоторых компаниях есть возможность дистанционной подачи заявки.
По дополнительным вопросам рекомендуем обращаться напрямую в интересующую вас организацию.
ИА
Иванов Алексей
13.10.2024, 09:36
Сотрудник организации
13.10.2024, 09:42
Задавайте!
Тем временем, посмотрите наши инструкции
Спасибо за ваш комментарий!
Ваш комментарий принят