16.06.2025
Замена счетчиков электроэнергии
С 1 января 2022 года в России действует порядок, по которому все электросчетчики подлежат замене на интеллектуальные приборы. Новые устройства передают данные автоматически, без участия собственников. Это избавляет граждан от необходимости ежемесячно передавать показания вручную.
Рассказываем, как проходит замена счетчиков, кто ее проводит, сколько это стоит и что делать в случае неисправности прибора.
В этой инструкции:

Когда нужно менять электросчетчик
Счетчик электроэнергии нужно заменить на новый, если прибор технически устарел, вышел из строя или истек срок его эксплуатации. Дата изготовления устройства и срок службы электросчетчика указаны в его техническом паспорте. Если паспорт не сохранился, информацию о дате производства можно посмотреть на самом счетчике. Срок эксплуатации прибора учета составляет до 30 лет.
Периодически нужно проводить процедуру поверки счетчика. Поверка электросчетчика — проверка точности его работы сотрудниками управляющей компании. Срок поверки указан в паспорте электросчетчика, обычно это не реже, чем раз в 16 лет с даты его изготовления.

Как узнать о необходимости замены счетчика
Энергокомпании составляют графики замены электросчетчиков в каждом регионе, учитывая плановые даты поверки и замены. Узнать, когда планируется замена счетчика в вашем доме, можно непосредственно в энергокомпании, в справочной сетевой организации или на их официальных сайтах.
Часто компании публикуют графики с указанием квартала, в котором планируется замена по конкретному адресу. Представитель энергокомпании свяжется с вами для согласования даты замены. Это может быть телефонный звонок или уведомление по электронной или обычной почте. Точную дату визита лучше согласовать ближе к запланированной дате. Важно помнить, что на замену сломанного или вышедшего из строя счетчика дается шесть месяцев. Этот же срок действует и в случае окончания срока эксплуатации прибора.

Что делать, если прибор учета вышел из строя
Если на счетчике имеются сколы и трещины или он не отображает реальный объем потребления электроэнергии, то нужно самостоятельно уведомить поставщика о необходимости замены прибора.
Чтобы оставить заявку, нужно заполнить форму на сайте энергетической компании или позвонить в контактный центр.

Как рассчитывается плата за электроэнергию до замены счетчика
Правила расчета начислений за электроэнергию зависят от конкретного региона. Например, в Московской области эта сумма определяется исходя из средних показаний потребителя за последние 6 месяцев.
Если ресурсоснабжающая организация дважды не смогла произвести замену счетчика по причине того, что потребитель не обеспечил допуск персонала к прибору, то плата за электроэнергию будет рассчитываться?Письмо Минстроя России от 04.08.2020 N 24268-ОГ/04 с применением повышающего коэффициента в размере 1,5. Это касается тех случаев, когда счетчик расположен внутри квартиры или дома. Такой порядок расчета будет применяться, начиная с расчетного периода, в котором поставщиком был составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета. Если будет выявлено, что собственник вмешался в работу прибора — коэффициент возрастет до 10.

Сколько стоит замена счетчика
Все затраты берут на себя энергетические компании. Замена счетчика проводится на платной основе только в том случае, если инициатором является сам потребитель. Причины могут быть разные — например, владелец хочет установить многотарифный прибор учета с расширенным набором функций или его не устраивает, что до проведения плановой замены плата будет начисляться по средним показаниям.

Что делать, если сказали срочно заменить электросчетчик за свой счет
Даже если прибор учета по всем признакам нужно менять, потребитель не обязан делать это за свой счет. В данном случае необходимо дождаться даты плановой замены.
Некоторые жильцы не знают о такой возможности, поэтому нередко становятся жертвами мошенников. Аферисты убеждают собственников помещений в том, что счетчики нужно срочно менять, иначе энергосбыт будет начислять плату по завышенным тарифам. Стоимость замены счетчика у таких компаний обычно намного превышает рыночную.
Как заменить счетчик самостоятельно
Если вы хотите заменить счетчик раньше планового срока, можете установить новый прибор за свой счет. Для этого обратитесь с заявкой в энергоснабжающую компанию, обслуживающую дом. После оплаты услуги специалисты компании произведут замену.
В назначенное время техник приедет к вам, установит новый счетчик, проверит его работу, опломбирует и составит акт ввода в эксплуатацию. В акте будут указаны характеристики прибора, дата установки, дата следующей поверки и данные компании. Сохраните этот документ.
Важно помнить, что самостоятельная замена счетчика не рекомендуется и может привести к отказу в его эксплуатации. Незаконная установка и несообщение об этом в энергосбытовую компанию грозит штрафом.
208 комментариев
Сначала новые
АН
Александр Никаноров
вчера, 15:15

Сотрудник организации
вчера, 15:25
СН
Слободенюк Нина Михайловна
20.06.2025, 10:07

Сотрудник организации
20.06.2025, 10:34
ПЮ
Панфилова Юлия
03.06.2025, 18:35

Сотрудник организации
03.06.2025, 18:44
БА
Борисов Андрей федорович
29.05.2025, 21:30

Сотрудник организации
30.05.2025, 08:49
ГВ
Григорьев Василий Алексеевич
11.05.2025, 13:30

Сотрудник организации
11.05.2025, 13:35
ГИ
Галина Ивановна Данилова
25.04.2025, 04:59

Сотрудник организации
25.04.2025, 08:33
СУ
Светлана Ушакова
19.04.2025, 14:29

Сотрудник организации
19.04.2025, 14:54
ЕФ
Елена Филиппова
17.04.2025, 20:10

Сотрудник организации
18.04.2025, 08:22
ЕФ
Елена Филиппова
18.04.2025, 10:56

Сотрудник организации
18.04.2025, 11:08
А
Алекс
15.04.2025, 16:22

Сотрудник организации
15.04.2025, 16:26
А
Алекс
15.04.2025, 16:20

Сотрудник организации
15.04.2025, 16:24
Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 890 "О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)"/
Для решения вашего вопроса рекомендуем обращаться в управляющую компанию или жилищную инспекцию.
Популярные инструкции
Все инструкцииЕсть вопросы? Задавайте!
Бесплатная консультация по вопросам жилья, ипотеки и господдержки
Спасибо за обращение!
Запрос направлен в отдел по работе с клиентами.
Свяжемся с вами в ближайшее время
Спасибо за ваш комментарий!
Ваш комментарий принят