29.10.2025
Монополия: виды и свойства
Когда на рынке есть конкуренция, она развивает бизнес и модернизирует товары и услуги. В борьбе за внимание и деньги потребителей предпринимателя улучшают товары, разрабатывают акции и изучают спрос. Но бывают случаи, когда сферу рынка целиком или почти занимает только одна компания. В чем преимущества и недостатки такого подхода, какие бывают монополии и зачем государству поддерживать одни и разделять другие монополии — разбираемся в статье.
В этой инструкции:

Что такое монополия
Термин отражает одно из состояний конкуренции на рынке. Всего их четыре: совершенная (чистая) конкуренция и три вида несовершенной конкуренции:
- монополистическая конкуренция
- олигополия
- монополия
Чтобы кратко понять разницу между этими типами, собрали ключевые факторы в таблицу:

Монополия — ситуация, когда на рынке представлен всего один продавец или производитель конкретного продукта или услуги. У такой компании нет конкурентов, поэтому она может диктовать потребителю свою цену, объем продукта на рынке и другие условия продажи. Государство старается контролировать такие сферы, чтобы не было чрезмерного завышения цен на жизненно необходимые товары: электричество, воду, продуктовая корзина с товарами прожиточного минимума, некоторые авиабилеты.
Иногда монополии возникают из необходимости. Например, в случае с железнодорожными перевозками или поставками электроэнергии, если бы на рынке было несколько игроков, им пришлось бы делиться друг с другом инфраструктурой и технологиями. В противном случае качество услуг было бы низким. И вы не могли бы доехать без пересадок из Москвы во Владивосток: пришлось бы делать пересадки между поездами разных операторов.

Вот четыре примера монополий государства на российском рынке:
- Денежные банкноты в стране может печатать только компания «Гознак» по заказу ЦБ РФ.
- Экспортировать трубопроводный газ — только «Газпром».
- Перерабатывать и захоранивать радиоактивные отходы — «НО РАО» в составе корпорации «Росатом».
- Перевозить пассажиров и грузы на поездах — РЖД.
Признаки монополии
Существует несколько отличительных особенностей, которые характеризуют монополию на рынке. Вот ключевые:
- У компании нет конкурентов. На рынке представлен только один производитель и/или продавец, который контролирует рынок.
- Производимый товар или услуга является уникальным. Его нельзя заменить другим продуктом. А значит, покупатель на сможет обращаться к другим компаниям, только к монополисту.
- Монополист сам управляет ценой. На не влияет спрос, объемы производства и меры государства, но нет никакого влияния других игроков рынка.
- Есть очень высокие барьера входа на рынок либо вход на такой рынок фактически невозможен. Такое бывает, когда компания разрабатывает уникальное месторождение минералов или полностью владеет всей инфраструктурой для оказания услуг (поставки газа, железнодорожные пути).
- Нет широкой рекламной активности. Потребители итак знают, к кому обращаться за товаром за монопольным рынком. Однако монополисты всё же используют маркетинговую активность для управления спросом и планирования продаж.
Виды монополий
Монополии делятся на несколько типов по разным признакам: на основании способа организации, по форме собственности или территории. Обычно выделяют три основных вида: естественную, продуктовую и закрытую. Ниже — более детальное описание и разница между ними.
Естественная монополия
Так говорят про рынок, когда присутствие всего одной компании будет оптимально и удобно для потребителей. Это происходит благодаря снижению издержек и эффекту масштаба (чем больше товаров произведено — тем дешевле стоит каждый из них).
В таких условиях создание конкурента для монополиста связано с огромными затратами. Это будет нерентабельно.
Пример
Если кто-то захочет проложить новые железнодорожные пути между городами и доставлять грузы и пассажиров, придется сначала вложить в инфраструктуру огромные деньги, что сделает перевозки невыгодными
Деятельность естественных монополий регулирует государство на законодательном уровне. В России, кроме ж/д транспорта, это также почтовая связь, транспортировка нефти и газа и другие виды.
Продуктовая монополия
По другому ее называют открытой. Чаще всего ее появление связано с появлением инновационной технологии или товара. Первая компания, которая выходит с ним на рынок, становится монополистом, но постепенно со временем появляются конкуренты, забирающие некоторые доли рынка на себя. на это требуется время, иногда год, иногда 5-10 лет.
Закрытая или искусственная монополия
Монополию такого типа можно создать с помощью законодательных барьеров. Так государство помогает крупным компаниям оставаться монополистами в отрасли. К примеру, ТВ-вещание на федеральных частотах в России ограничено лицензией, которую очень непросто получить. Поэтому федеральных каналов мало и большая их часть имеет госучастие. К этому же типу можно отнести производство оружия или психотропных средств.
Еще искусственную монополию может создавать сам бизнес: демпинговать, вытесняя и покупая конкурентов, патентуя изобретения и не продавая их другим для использования.

Есть и другой вид деления монополий — по характеру возникновения. В этом смысле один или несколько игроков рынка могут по-разному действовать, чтобы в конечном счете привести отрасль к монополии. Выделяют такие монополии: технологическая, экономическая, организованная. Охарактеризуем их подробнее.
Технологическая монополия
По сути является открытой (продуктовой) из прошлой классификации. Формируется в момент вывода на рынок уникального продукта. Ярким примером такой компании может быть компания и приложение Шазам. Оно определяет трек, который играет около пользователя. Качественных аналогов этого приложения нет до сих пор, хотя продукт находится на рынке с 1999 года.
Экономическая монополия
Ситуация, в которой она компания со временем поглощает конкурентов. Это можно делать за счет снижения цен, с которыми не справятся другие игроки или приобретая и встраивая более мелкий бизнес в производственную цепочку крупных брендов. Некоторые мелкие компании осознанно стремятся войти в состав крупного бизнеса: так у них гарантированно будет работа и объем производства, пусть уже и не под собственным брендом.
Организованная монополия
Такой тип формируется, когда на рынке несколько сильных игроков, которые не хотят уступать потребителей другим. Тогда компании могут объединиться в союзы, которые будут диктовать условия рынку и усложнят вход на рынок новым игрокам. Есть разные типы таких союзов:
- трест
- синдикат
- картель
- консорциум
- концерн
Они отличаются внутренней моделью управления, правами и свободами на рынке для участников союза.
Как регулируется монополия
Минус монополий в том, что их наличие может приводить к ухудшению качества продукции и повышению цен. Чтобы такого не было, государство контролирует рынки через антимонопольное законодательство. Вот перечень законов и норм, влияющих на деятельность монополий в России:
ст. 34 Конституции РФ?ст. 34 Конституции РФ
ФЗ №135 «О защите конкуренции»?ФЗ №135
ФЗ №147 «О естественных монополиях»?ФЗ №147
ФЗ №38 «О рекламе»?ФЗ №38
ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?ФЗ №44
За контролем деятельности следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). С помощью законов, ГОСТов и проверок, государство может контролировать качество и максимальный уровень цен компаний-монополистов.
Популярные инструкции
Все инструкцииЕсть вопросы? Задавайте!
Бесплатная консультация по вопросам жилья, ипотеки и господдержки
Спасибо за обращение!
Запрос направлен в отдел по работе с клиентами.
Свяжемся с вами в ближайшее время

Спасибо за ваш комментарий!
Ваш комментарий принят