Как работает проактивное информирование граждан о доступных льготах?
В ближайшие годы в России планируется активная цифровизация государственных услуг. Одним из ключевых элементов этой работы станет внедрение принципов «социального казначейства», то есть адресной помощи населению, которая будет назначаться автоматически в случае наступления того или иного жизненного события в жизни человека (например, рождения ребенка).
О необходимости внедрения практик, упрощающих и автоматизирующих взаимодействие граждан и государства, говорил президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года.
- Уже в следующем, 2022 году мы должны внедрить принципы «социального казначейства». Это значит, что все федеральные пособия, пенсии, другие социальные надбавки, услуги будут оформляться и выплачиваться в режиме «одного окна», без беготни по инстанциям, а просто по факту создания семьи, рождения ребёнка, выхода на пенсию или другой жизненной ситуации. Уже через три года абсолютное большинство государственных и муниципальных услуг должно предоставляться гражданам России дистанционно в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю, то есть на постоянной основе, - подчеркнул глава государства.
Проактивное информирование граждан
Частично пилотный проект по информированию граждан о доступных льготах и выплатах с помощью портала «Госуслуги» реализован уже сегодня. Пользователи, зарегистрированные на ресурсе, могут получать рассылку о мерах поддержки, которые оказывают Минтруд, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В дальнейшем данную практику планируется расширить и на другие ведомства и оказываемые ими услуги.
Для того, чтобы настроить автоматические уведомления, гражданам необходимо сделать несколько шагов в личном кабинете в «Госуслугах»:
Шаг 1. Нажимаем на имя в правом верхнем углу
Шаг 2. Выбираем пункт "Документы и данные"
Шаг 3. Соглашаемся на передачу данных в ведомства
Шаг 4. Теперь в разделе «Документы и данные» доступна информация обо всех льготах и выплатах, которые вам положены.
Выплата при наступлении жизненной ситуации
С 2020 года гражданам больше не нужно подавать заявление на оформление сертификата на материнский капитал. Данный документ оформляется автоматически при рождении ребенка и поступает в электронном виде в личный кабинет на портале «Госуслуги» или на сайте Пенсионного фонда. По состоянию на 2021 года в таком порядке выплату получили уже более 600 тыс. человек.
Еще один пример реализации принципов социального казначейства – временный порядок по продлению инвалидности. Инвалидность и все полагающиеся меры поддержки назначаются или продлеваются без личного участия гражданина, только на основе медицинских документов.
До конца 2021 года аналогичным образом будут переработаны алгоритмы предоставления и других государственных услуг, связанных с назначением льгот и выплат из бюджета.
Справочно:
Материнский (семейный) капитал — это форма государственной поддержки семей, в которых с 2007 по 2021 годы появились дети. Эти средства могут быть использованы в том числе для улучшения жилищных условий семьи.
ДОМ.РФ Новости рынка ипотеки, недвижимости
и банковского сектора в России и во всем мире