Инструкции — Ипотека

Электронные сделки с недвижимостью

4 карточки

В современном мире — в мире высоких технологий и повсеместного использования Интернета — наибольшую популярность приобретают электронные сервисы, которые позволяют экономить время на посещение офисов различных организаций и ожидание в очередях, не говоря о ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, когда посещение общественных мест стало угрозой для здоровья.

Электронные сервисы буквально «пронзили» нашу жизнь на всех уровнях: ЖКХ, здравоохранение, образование, сфера услуг и т. д. На сегодняшний день для того, чтобы оплатить квитанцию за ЖКХ, записаться к врачу, поставить ребенка в очередь в детский сад или школу не нужно никуда ходить. Все эти услуги доступны он-лайн.

Что же нам может предложить банковская сфера и сфера недвижимости в этой области?

Действительно, одно из самых востребованных направлений на данный момент — это заключение сделок электронным способом «из дома». Такие сделки похожи на обычные, проходящие в офисе банка, с той разницей, что все этапы сделки могут проходить дистанционно (без физического присутствия покупателя и продавца недвижимости).

Для кого актуальны такие сделки?

1. В первую очередь электронные сделки своего рода «спасение» для продавцов недвижимости, проживающих в другом городе или стране. В этом случае это существенная экономия времени и средств на поездку к месту проведения сделки. Кроме того, электронные сделки повышают прозрачность проводимых операций.

2. Электронные сделки подходят тем, кому проблематично взять «отгул» на работе. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда каждая минута на счету и потратить полдня дня на разъезды становится непозволительной роскошью.

3. Конечно, такие сделки удобны тем, у кого есть маленькие дети, и соответствующий выезд становится определенным «испытанием», отнимающим не только время, но и силы.

4. Для тех, кто в будущем планирует или не исключает возможность воспользоваться рефинансированием ранее взятого ипотечного кредита. Ввиду сложившейся тенденции на снижение ипотечных ставок, многие банки предлагают услуги по рефинансированию: то есть если изначально ставка по ипотеке составляла 10%, можно получить услугу по рефинансированию ипотеки, например, под 6%. Электронная сделка по сравнению с обычной (бумажной) существенно облегчит вопросы снятия обременений на объект ипотеки (особенно, когда банк, выдавший и рефинансирующий кредит — это два разных банка) и сократит сроки проведения сделки при условии, что первая (рефинансируемая) сделка тоже была электронной.

5. Для кого вопрос быстрого оформления сделки становится крайне важным. Сроки проведения сделки в электронном виде составляют в среднем 5 рабочих дней. При этом сроки оформления сделки в бумажном формате могут быть увеличены на 3–4 дня, а в период самоизоляции и карантина — до нескольких недель (потребуется скоординировать удобное для обеих сторон сделки время для бумажной подачи документов, а также осуществить предварительную запись в МФЦ или Росреестре).

Безусловно, новые подходы всегда вызывают недоверие, особенно у тех, кто привык действовать консервативно — «по старинке». Нужно ли бояться электронных сделок? Для ответа на это вопрос давайте разберемся, что такое усиленная квалифицированная электронная подпись, безопасность и легитимность ее применения.

При совершении электронных сделок понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись или сокращенно УКЭП. Она обладает такой же силой, что и собственноручная подпись. Оформить электронную подпись можно обратившись лично в удостоверяющий центр, в банк или, в случае покупки недвижимости на первичном рынке жилья, к застройщику. Хотя правом выпускать УКЭП обладают только удостоверяющие центры, банк или застройщик в данном случае являются доверенными лицами удостоверяющего центра. Следовательно, при обращении в банк или к застройщику сотрудники указанных организаций проведут необходимую идентификацию (удостоверение) личности и передадут информацию, необходимую для использования УКЭП. Создается УКЭП с использованием специальных средств защиты, что исключает любые мошеннические действия и утечку информации: для работы с информацией в электронном виде используются специальные технологии и защищенные каналы связи, гарантирующие защиту от утечки данных.


Обычно УКЭП храниться на специальном устройстве (выглядит как флешка), в этом случае есть риск ее забыть или потерять. Клиентам АО «Банк ДОМ.РФ» выпускаются облачные электронные подписи, ключ электронной подписи сохраняется на мобильное устройство клиента.


В этой связи осуществление электронных сделок с использованием УКЭП — абсолютно безопасная процедура.


Банки развивают свои сервисы, чтобы процедура электронной регистрации была не только безопасной, но и удобной. К примеру, АО «Банк ДОМ.РФ» предоставляет своим клиентам возможность подписывать электронные документы УКЭП со смартфона в приложении MyDSS (клиенту приходит ссылка, по которой можно просмотреть полученные документы и подписать их)


Необходимо также упомянуть, что с середины 2018 года стало возможным оформить электронную закладную. Такая закладная передается из Росреестра сразу в депозитарий (организация, деятельность которой контролируется Банком России) и хранится в нем весь срок кредита. После погашения ипотечного кредита банк самостоятельно без участия заемщика направляет информацию в Росреестр по электронным каналам связи для снятия залога с жилья, что невозможно с бумажной закладной: в этом случае придется найти время на то, чтобы забрать закладную у банка и передать ее в Росреестр или МФЦ.

В случае использования электронной закладной процесс ипотечного кредитования — от подачи заявки на одобрение ипотечного кредита до регистрации права собственности — может быть осуществлен онлайн.

Как провести электронную сделку?

Для ответа на указанный вопрос, давайте рассмотрим распространенный пример, связанный с покупкой недвижимости у физического лица с использованием ипотечных средств. Будем считать, что с квартирой покупатель определился.

Шаги для действий:

1. Покупатель получает одобрение банка на ипотечный кредит на приобретение выбранной недвижимости, а также информацию о возможности проведения сделки в электронном формате.

2. Покупатель договаривается с продавцом о проведении сделки в электронном формате.

3. Согласовывается и назначается дата проведения сделки.


Для повышения прозрачности и безопасности сделки банк может предложить воспользоваться расчетами через аккредитив: то есть перечисление средств продавцу осуществляется банком после регистрации права собственности Росреестром. В случае отказа Росреестром в регистрации, денежные средства остаются у покупателя


4. Покупатель и продавец приезжают в банк для оформления заявления на выпуск УКЭП и прохождения процедуры идентификации (удостоверения личности), а также оплаты выпуска УКЭП (средняя стоимость около 1000 рублей). Некоторые банки и удостоверяющие центры предоставляют услугу по выезду сотрудников на дом.

5. Банк осуществляет все необходимые действия для выпуска УКЭП и ее передачи («доставку») клиенту, формирует и направляет пакет документов на подписание (обычно осуществляется в личном кабинете банка клиента).

6. Продавец и покупатель подписывают документы с помощью УКЭП.

7. Банк в режиме онлайн направляет подписанный пакет документов (в том числе заявление о регистрации права собственности) в Росреестр на регистрацию.


По желанию клиента документы, подписанные ранее в бумажном виде, также могут быть направлены на регистрацию права собственности
в
Росреестр в электронном формате


8. По результатам регистрации, документы (в том числе выписка из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая переход права собственности, а также договор ипотеки) направляются на электронную почту от Росреестра напрямую или через банк покупателю и продавцу.

Какие дополнительные преимущества можно получить от электронной сделки?

Финансовые. Банки могут предоставлять скидку к процентной ставке по ипотечному кредиту (размер скидки может составлять до 0,3 процентных пункта). Также в некоторых регионах России Росреестр предоставляет скидку на госпошлину при регистрации права собственности на недвижимое имущество в электронном виде. Например, в Москве сумма пошлины за электронную регистрацию права собственности составит на 600 рублей или 30% меньше от основной стоимости, что безусловно является приятным бонусом.

Цените свое время и используйте его во благо себе и своих родных и близких!

У меня остались вопросы. Что делать?

  • Посмотрите раздел с популярными вопросами и ответами.
  • Посмотрите другие инструкции по теме.
  • Позвоните нам на горячую линию по номеру 8(800)775-11-22

Базовые знания

Сумма
Первоначальный взнос
Срок
лет
Ставка
%

Результат

Ежемесячный платеж
0
Максимальная сумма кредита
0
Необходимый доход
0
Информация носит справочный
характер и не является
публичной офертой